Записки спекулянта (andreype) wrote,
Записки спекулянта
andreype

Categories:

Город Брежнев. Производство. ч.2.

Часть 1 про производство.

И еще про персонал.
Чуть продолжу тему про уровень профессионализма наших и импортных специалистов.
Профессионалами являлись и те, и эти. Просто разными и натасканными, а, порой, выучившимися самостоятельно, но по нужде, на разные условия.
Итальянцы превосходно знали схему, технологию, ТТХ, процесс. И знали, что если им дадут задание сделать продукт А, то все необходимое сырье и полуфабрикаты в нужном количестве ждут своего часа в емкостях хранение, энегросреды с необходимыми параметрами уже на границе корпуса, емкостной парк готов к приему продукции, цеховая лаборатория - к выходному контролю, а на подъездных путях стоят цистерны под отгрузку.
Наш мастер смены знал не меньше, но натаскан был на умение сделать все то же самое, но в условиях нестабильных поставок сырья, нестабильного качества сырья, нестабильных параметров энергосред, нестабильной отгрузки и выхода из строя оборудования в самый неподходящий момент.

Кстати, именно поэтому на производстве приживались троечники и не приживались отличники. Отличник был шахматистом. Он знал правила, знал достаточное количество дебютов и умело применял свои знания просчитывая и анализируя ситуацию в условиях неизменности базовых принципов.
Троечник же был внутренне готов к тому, что в середине шахматной партии ему дадут новую вводную - козыри буби, подставки бьем, от земли не считается.

Вот эта неопределенность и нестабильность заставляла мастера смены знать довольно много смежной информации. Итальянцу было проще, в случае нестандарта он вызывал специалиста и ждал пока тот не приведет ситуацию в стандартные условия. У советского мастера под рукой таких специалистов не было, а техподдержка быстро приезжала только днем в рабочий день. В выходные, праздничные и ночные смена варилась в собственном соку и оставлять затык до дневных, не перепробовав все возможные варианты решения проблемы, считалось дурным тоном.

А хорошим тоном считалось умение мастера заменить любого аппаратчика на любом рабочем месте. Причем, не просто заменить, а сработать не хуже, а то и лучше.

Конечно же неполадки, отказы и сбои случались далеко не каждую смену, а аварии и того реже (я за 10 лет пережил "всего лишь" три пожара, хлопок, три-четыре перелива емкостей и одну разгерметизацию трубопровода). Поэтому по большей части мастер сидел в кабинете, плевал в потолок, заполнял журналы и рабочими инструментами у него были телефон и шариковая ручка. По сути, при нормальной организации работы, мастер был как пожарный или врач скорой помощи: когда все нормально - сиди и скучай. Случилось ЧП - встал и побежал.

Мой первый начальник цеха любил повторять, что хороший мастер - это ленивый мастер. А чтобы холить и лелеять свою лень надо сперва обучить, натаскать и застроить до изумления свой сменный персонал. Чтобы он без всякого ежеминутного контроля знал что делать когда хорошо и еще лучше знал что делать когда все плохо.
Стандартная ситуация, когда аппаратчик звонит мастеру и докладывает:
- Встал насос такой-то. Попробовали сделали а), б), в). Стоит. Проверили г), д), е). Все в норме. Че делать?
- Да вроде больше вариантов нет. Выводите в ремонт.

При натаскивании мастера смены руководством цеха и при натаскивании мастером смены сменного персонала одной из главных задач было задавить насмерть самодеятельность не затронув при этом самостоятельность. Получалось далеко не всегда.
Самодеятельность народ проявлял как раз от скуки и малого опыта. Ну идет все в ниточку, никаких проблем, мухи дохнут, а чай уже не лезет.
Опытный мастер гнал народ подметать, перетаскивать, красить. Неопытный шел помогать.

Когда главный инженер всего производственного объединения заметил меня, молодого и неопытного, с энтузиазмом крутящего входную задвижку, он вставил мне такой фитиль, что мне хватило на всю оставшуюся жизнь. Причем объяснение было простое и убедительное. Психология человека такова, что аппаратчик, увидев, что у данной задвижки стою я, вычеркнет ее из списка обслуживаемого им оборудования и до конца смены больше к ней не подойдет, понадеявшись на меня. А дальше - я ушел, он не пришел и вот вам, к примеру, выгрузка не в ту бочку.

А уж что от скуки мог сделать персонал - фантазии не хватит. Ну представьте аппаратчика, который, совершая обход оборудования, решает посмотреть что там, в бомбоубежище и в одиночку откручивает петли у закрытой бронированной двери, которая вроде как должна выдержать недалекий ядерный взрыв.
Естественно дверь упала и прижала его к стене. Хорошо, что он успел поставить гаечный ключ между падающей дверью и стеной и его не раздавило всмятку. Хорошо, что мастер смены, обнаружив отсутствие аппаратчика, не решил после часовых поисков, что тот просто ушел раньше времени, а вспомнил про бомбоубежище и аппаратчика не обглодали крысы или не прикончил холод.

В общем, безысходность, лень, скука и шило в заднице были основными мотиваторами в становлении широкопрофильных специалистов-практиков. Да, это не очень пригождалось на следующих уровнях и из блестящих тактиков редко получались хотя бы хорошие стратеги. Но тут уж - чем богаты и низовой персонал в хим.проме СССР был очень даже на уровне.

Продолжение следует...
Tags: Производственное
Subscribe

  • Закрыть гештальт

    После просмотра трёх сезонов Содержанок, Медиатора и Клиники счастья я пришел к мысли о том, что Дарье Мороз пора бы уже сняться в полноценной…

  • Мэйр из Исттауна

    Кейт Уинслет просто бомба. Особенно, если помнить ее только по Титанику.

  • Кстати, про сериалы

    Довольно долго смотрю отечественные сериалы с платформ типа Старта и Премьера. В целом нравятся, динамика, закрут интриги, нежелание прерываться и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments