Записки спекулянта (andreype) wrote,
Записки спекулянта
andreype

Categories:

Ограбление по-местному



Городские краеведческий музеи напоминают лавку старьевщика. Отличия только в большей площади и более удобном для осмотра расположении экспонатов. Остальное всё то же самое — нашли вещь, отмыли, выложили в привлекательном ракурсе, приложили историю и выставили на продажу. Да, в лавке вы приобретаете вещь, в музее вы приобретаете впечатление о вещи. Ну, тут уже аналогия с книжным магазином и читальным залом библиотеки.

Краеведческий музей нашего города был основан в 1932 году в двух комнатах деревянного двухэтажного дома. Первые четверть века им руководила настоящая трудовая династия — сперва отец, чья домашняя коллекция и стала основой музей, потом, через набольшой перерыв, сын.
Для гуманитариев, которым такие термины как "волновая теория", "память клеток" совершенно незнакомы, напоминаю, что Третьяковка начиналась с двух залов в пристрое к жилому дому, а про династию Пиотровских предлагаю погуглить самостоятельно.

В 1955 музей переехал в центр города и ныне занимает первый этаж жилой сталинки. С расширением площади стали расти и амбиции. Каждая лавка старьевщика желает стать бутиком, каждый краеведческий желает стать художественным.
Начинается всё традиционно.
Сперва пявляются сомнительные артефакты, похожие на осколки камней, черепки и огрызки, бесспорно даказывающие, что первые жители этих мест, относившиеся к балахнинской и волосовской культурам, обитали на территории нынешних городских пригородов еще в те времена, когда предки древних егептян бегали на перегонки с верблюдами по плоской равнина, на которой, уже гораздо позднее, были построены пирамиды. Городские историки уверены, что именно они, жители, стали причиной вымирания в здешних местах, шерстистого носорога, чей череп представлен тут же. Я, зная нравы и обычаи пригородов, ничуть в этом не сомневаюсь.
Дальше проще. На стенах и вдоль стен расставляются самовары, венские стулья, иконы, прялки и мутные черно-белые дагерротипы. Затем резкий переход в советскую эпоху с макетами, моделями, почетными грамотами и фотодокументами.
И вот уж после этого организовываются разного рода временно-постоянные выставки и вернисажи. Советская власть эту затею не поощряла и этим обрекла себя на поражение. После свержения строя, основывавшегося на диалектическом материализме и преклонении перед кинематографом, передовая городская интеллигенция воспряла духом и раскрутила культурную жизнь до венца эволюции аристократизма — салонных гостинных, проводимых в музейных галереях.

Ах, эти рауты начала девяностых. На бенефисе главного архитектора города молоденькие сотрудницы разносили подносы, уставленные тонкостенными чайными стаканами с водкой и ломтями черного хлеба, покрытого нарочито грубо покромсаными кусками вареной колбасы. Было мило и по-домашнему уютно. Записная душа светского общества, по прихоти судьбы немалый чин в городских силовых структурах, дважды на бис исполнил лирический романс «Граждане, купите папиросы».

Перемещение основных торговых путей из Средиземноморья в Атлантику подорвали благополучие Венеции, в нашем же случае такую же роль в судьбе музея сыграл завоз в буфет городского драмтеатра молдавского коньяка.
Ныне музей ведет дремотное существование, разбавляемое детсадовскими и школьными экскурсиями и провиницальными тематическими выставками, вспоминая наиболее яркие события своей прошлой жизни.

Одним из таких событий было ограбление городского краеведческого музея парой моих одноклассников.
Ну, а что?
Некоторые мои приятели были, в свое время, одноклассниками Чижа, некоторые, коим повезло не так сильно — певицы Натали, ну, а совсем уж никудышные - Дерипаски. А вот мне, среди прочих, подфартило учиться с расхитителями музейных закормов.

До момента ограбления все в городе полагали, что самым ценным экспонатом музея было чучело лося, которое все звали просто лосём. Даже так — Лосём.
Это наш городской Херсонес, тотем и знак Зорро.
Каждый житель города в дошкольном возрасте проходит групповую инициацию, замаскированную под экскурсию в музей. Если тебя, в составе детсадовской группы, привели в музей и ты воочию увидел Лося, значит ты не мочил манту, не ел с пола немытыми руками и волчок не кусал твой бочок. Ты выжил и старейшины решили, что чего уж тут тянуть — пора во взрослую жизнь.

Лось мифологичен. Городская легенда гласит, что сам основатель нашего города, Ф.Э. Дзержинский, лично добыл этого Лося с помощью своего знаменитого Маузера. Неортодоксальные городские историки помещают этот подвиг между Основанием ВЧК и Кормлением Беспризорников Пятью Хлебами и Двумя Рыбами.
Лось вечен. Его видели мои родители, его видели мои дети и, уверен, его увидят мои внуки. Каждого, посетившего музей и сообщившего об этом, принято спрашивать - «Ну, как там Лось? Стоит?». На это следует отвечать - «Еще как стоит! Всем (вариант — У всех) бы так!».
Лось огромен. Он с большим отрывом превосходит следующий по ранжиру габаритный экспонат — макет производства нескажукакого компонента в масштабе 1 к 100.
Лось древен. По возрасту его превосходит только лежащий рядом зуб мамонта. Кстати, наиболее отмороженные городские историки считают, что Железный Феликс приложил руку и к зубу. В прямом смысле.

Пару лет назад музей закрыли на ремонт, так вот, основной вопрос, мучивший в связи с этим горожан, звучал не как «сколько попилят бабла из выделенного», а «вернут Лося после ремонта на место или стырят под видом списания, как пришедшего в негодность».

Но мои одноклассники понимали, что Лось представляет ценность только для горожан или для преемников Дзержинского.
Горожане, мелочный и жадный народишко, вряд ли стали бы платить выкуп за жертву элкнеппинга, а чтобы стрясти деньги с ФСБ, МВД или РЖД Лося, по любому, пришлось бы везти в столицу.
Путешествие из Поволжья в Москву с чучелом Лося — приключение, конечно же, уникальное и фантасмогорическое, явно затыкающее за пояс Гомера, Радищева, и Стейнбека. Но это аргонавтам было хорошо, они везли компактно сложенное руно, в нашем же случае Лось просто тупо не проходил ни в одно входное отверстие доступного транспорта.

Похищать решили дорогие, компактные и ликвидные материальные ценности — спортивные медали.
Убейте — не помню какие в нашем музее хранятся награды и за какие достижения, но город в меру спортивный, школа водного поло, самбо и легкой атлетики и сейчас считаются не последними в России.
Так что медалей должно было хватить на безбедную жизнь где-нибудь в приморском городе, в котором так хорошо теплыми вечерами, сидя в кресле-качалке на веранде уютного домика, пить холодный брют. Ну, или на журнал «Playboy» за август 1978 года.
Наверно.

К подготовке ограбления подошли очень основательно. На вычерчивание поэтажной экспликации, определение путей отхода, изучение маршрутов музейных смотрителей, хронометраж их сна и бодрствования, ознакомление с маркой и типом сигнализации и подбором способов её нейтрализации ушла неделя.
Пять дней, не считая выходных, один из злоумышленников, назовем его А — Александр (имя не вымышленное), ходил после школы в музей, как по расписанию, на пару-тройку часов.

А теперь оцените изящество, с которым он залегендировал свое очень уж навязчивое присутствие.

Александр играл роль учащегося художественной школы, которому дано задание написать портрет Лося в интерьере. Сам, не будучи художником, он сперва сфотографировал объект и уже по фотографии двоюродная сестра набросала ему карандашом с десяток эскизов от стадии «только копыта» до стадии «раскрась картинку». Каждый день Александр брал два эскиза и, черкая и стирая начерканное на первом эскизе, в конце дня заменял его на мольберте на следующий.

В день Х и час У, когда одна смотрительница, как обычно, забылась послеобеденным сном, а другая, не менее традиционно, заслушалась радиопередачей «В рабочий полдень», Александр вскрыл витрину, вынул медали, упаковал в мешок и через окно подсобки второго этажа спустил их во двор, прямо в руки напарника, после чего вернулся к мольберту.
Напарник, назовем его Б — Борис (имя не вымышленное), переложил медали в фанерный ящик, на электричке доехал до областного центра и там, с Почтамта, отправил себе посылку до востребования. Кстати, не сам, а попросив кого-то из стоящих в очереди взрослых.

Через полчаса сирены и орфеи рабочего полдня закончили дозволенные песни и выпавшие в реальность смотрительницы обнаружили уменьшение числа вверенных им экспонатов. Александр, проявляя благородство и ответственность, поднял старушек с пола, усадил на скамейки, вызвал милицию, сбегал за водичкой и валидолом, дал все необходимые показания и даже описал парочку подозрительных личностей, с какого-то перепуга забредших в музей в этот неходовой день. Его алиби было железобетонным, а поступки безупречными настолько, что корреспондент местной газеты наскоро проинтервьюировал нашего антигероя в стиле «Так поступают комсомольцы».

Дело намечалось громким и резонансным.
Первый секретарь горкома лично накрутил хвосты всем, до кого смог дотянутся, усугубив внушение обещанием применения кары небесной, более известной как «партбилет на стол».
Городской криминалитет, засветив свои познания ментовской агентурной сети, довел до сведения всех заинтересованных лиц, что он, криминалитет, к произошедшему не причастен и если что, то сразу же маякнёт.
Главный мент и главный комитетчик, вызвав лучшего городского сыскаря, поочередно суля то путевку в Друскиненкай, то разжалование из мушкетеров в простые гвардейцы, потребовали раскрытия преступления в ближайшие трое суток.

Сыскарь полистал дело, сделал пару звонков и, через час после этого, грабители были задержаны, а еще через пару часов откомандированный сотрудник привез из областного центра посылку с медалями.

Была оформлена явка с повинной, возраст грабителей сработал в плюс, комсомольская организация школы дала превосходные характеристики, на собрании класса, в присутствии представителей ГОРОНО и ГУВД, выступавшие одноклассники обрушились на явные провалы в организации внешкольного досуга школьников. Я, помню, тоже задвинул длинную, бессмысленную и беспощадную речь, по итогу которой наш историк спросил - «Я не понял, ты общество обвиняешь или государство?».
В общем, дали условно и поставили на учет.

Вопреки канонам жанра расписывать дальнейшую судьбу действующих лиц я не буду. Но как было раскрыто преступление расскажу.

В те давние советские годы в городе, прославившемся зашкаливающей преступностью подростковых уличных банд, юноша-старшеклассник, учащийся художественной школы, был настолько штучным товаром, что следователю понадобился всего два звонка, по числу художественных школ, чтобы установить, что Александр не тот, за кого себя выдает.

В общем, карьера у пацанов не задалась, и пришлось им стать пожарным и дальнобойщиком.
Tags: Прогород
Subscribe

  • Если посмотреть в зеркало

    Из девяти российских ресторанов, получивших звёзды Мишлен, только у двух с половиной название не на английском языке. Это очень хорошо характеризует…

  • На слово не веришь???

    Из мемуаров зятя Ельцина про разгон парламента в 1993 году. Запомнилось, как он [Ельцин] эмоционально, с его «фирменными» гримасами рассказал мне,…

  • Не экспертный вопрос

    Снимали мы как-то кино. Был такой пункт в биографии лет 30 назад. И по ходу съёмки кому-то в голову пришла мысль, что вот такая-то сцена будет…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • Если посмотреть в зеркало

    Из девяти российских ресторанов, получивших звёзды Мишлен, только у двух с половиной название не на английском языке. Это очень хорошо характеризует…

  • На слово не веришь???

    Из мемуаров зятя Ельцина про разгон парламента в 1993 году. Запомнилось, как он [Ельцин] эмоционально, с его «фирменными» гримасами рассказал мне,…

  • Не экспертный вопрос

    Снимали мы как-то кино. Был такой пункт в биографии лет 30 назад. И по ходу съёмки кому-то в голову пришла мысль, что вот такая-то сцена будет…